Пятница, 29.03.2024, 02:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Друзі сайту
www.aikidoka.ru www.aikido.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » О-сенсей Морихей Уесиба » О-сенсей Морихей Уесиба

Морихей Уесиба - основатель айкидо


Основатель Айкидо, Морихей Уесиба, родился в Японии в городке Танабэ 14 декабря 1883 года. Он изучал различные стили дзю-дзюцу, в частности, Уесиба обучался у известного мастера дайто-рю (один из стилей дзю-дзюцу) Сокаку Такеды. Так же он добился больших успехов в искусстве владения мечом. Будучи уже взрослым мужчиной Уесиба познакомился с основателем новой, в то время, религией – омото-кё. Омото-кё говорила, что мир и гармония на земле могут быть созданы только терпимостью и любовью человека. Уесиба очень увлекся этой религией, стал проводить много времени в молитвах и медитации. При этом он продолжал совершенствовать свои навыки в боевых искусствах. Вскоре из комбинации военного дела и религиозной идеологии родилось новое боевое искусство, которое основатель Уесиба назвал «Айкидо». Айкидо дословно переводится как: ай – гармония, любовь, ки – духовная сила, до – путь. Новое искусство с технической точки зрения взяло очень много от дзю-дзюцу и от искусства владения мечом, а философской направляющей стало стремление к гармонии с миром через гармонию тела и духа. В 1940 году японское правительство официально признало Айкидо. Морихей Уесиба преподавал до конца жизни. Он умер в 1969 года, в возрасте 86 лет. После смерти основателя школу возглавил его сын Кисемару Уесиба (1921-1999). Сегодня школу возглавляет внук Основателя Моритеру Уесиба.

 Зная прошлое человека, понять и объяснить его настоящее не так уж сложно... Морихей Уесиба в 20 лет был хилым и болезненным. В 40 лет он побеждал одного известного мастера за другим и приобрел репутацию сильнейшего бойца Японии. В 80 лет он с легкостью раскидывал нескольких молодых и здоровых соперников, одновременно атаковавших его голыми руками и палками. И вошел в историю как создатель айкидо - боевого искусства, получившего развитие во всем мире. Уесиба с детства был болезненным и тщедушным. История сохранила тот факт, что родители, обеспокоенные слабостью сына, настоятельно советовали ему заняться каким-либо боевым искусством. Он, однако, предпочитал изучение философии и религии, обучаясь Дзэн-буддизму в буддийской школе. А в 18 лет, переехав в Токио и открыв там небольшой бизнес, пришел в школу Кито-рю дзю-дзюцу (у нас это искусство более известно как джиу-джитсу) к мастеру Токусабуро Тойава. Однако вскоре серьезно заболел и вернулся домой. Опыт занятий дзю-дзюцу оставил о себе память - Морихей, ранее интересовавшийся только укреплением духа, решил укрепить и тело. И в 1913 году записался добровольно в армию и участвовал, пусть и недолго, в русско-японской войне. А вернувшись с войны, пришел в школу фехтования на мечах кендо и несколько лет занимался у мастера стиля Ягурю Масакацу Накаи. Переломным для него стал 1911 год - Морихей переехал на Хоккайдо, самый северный остров Японии, где его представили знаменитому мастеру Сокаку Такэда, главе школы Дайто-рю айки-дзю-дзюцу. Школа эта, основы которой были заложены еще в Х веке, пользовалась в Японии огромным авторитетом - она считалась наиболее эффективной и наиболее сложной, поскольку включала в себя 2884 техники (в том числе с оружием - палкой, мечом, копьем и т. д.). И нетрудно понять, что для того чтобы получить сертификат с надписью «кайден» - «сдал все», - требовался не один десяток лет упорнейших тренировок. Уесиба ушел в занятия целиком - и через несколько лет при росте 155 сантиметров весил 75 килограммов. Прозанимавшись Дайто-рю айки-дзю-дзюцу 11 лет, он был назван наследником главы школы - честь величайшая и говорившая о фантастических успехах. Однако Уесиба, поставивший перед собой цель стать сильнейшим в Японии, помимо тренировок у Такэда изучал еще технику школы Синкаге-рю, а также яри-дзюцу - фехтование на копьях. Периодически он уезжал с Хоккайдо и бродил по стране в поисках лучших мастеров. Встретив сильного мастера, он вызывал его на поединок, и если выигрывал, то шел дальше, а если проигрывал, то просился к нему в ученики, был необычайно вежлив и услужлив, готовил еду и выполнял другие работы по дому. Многие из этих мастеров, учеников вообще не имевшие, передавали ему свои фамильные секреты, овладев которыми, Уесиба побеждал учителя и уходил - без раздумий и сожалений. Цель его оказалась не такой уж недосягаемой - вскоре Уесиба стал известен как лучший боец Японии. Он побеждал всех и вся, разрушив немало репутаций и сломав немало судеб. Но удовлетворения не испытал, поняв, что победы сегодня означают поражение завтра. Ибо с годами сила покидает человека, а значит, рано или поздно найдется кто-то более молодой и сильный, который победит его и отнимет то, ради чего он жил. А следовательно, любая победа относительна и победителю пользы не приносит. Придя к такому выводу, Уесиба вернулся к прежнему увлечению - религии. Он вступил в секту Омото Кио, возглавляемую «святым» Ванисабуро Дегути, - секта, кстати, была не очень популярна у официальных властей и находилась под наблюдением местной госбезопасности, в поле зрения которой, разумеется, попал и один из наиболее активных членов секты Морихей Уесиба, распространявший учение не только в Японии, но и в Маньчжурии и Китае. Как писал он сам, просветление наступило в 1925 году. Он пришел к выводу, что боевые искусства должны быть основаны на любви и законах природы. Так родилась идея создания нового искусства, в котором духовно-философский аспект преобладал бы над техникой и силой.

      В 1927 году Уесиба открыл в Токио зал - по другим источникам это произошло девятью годами позднее,  где занялся пропагандой нового направления, которое поначалу называл айки-будо. Разумеется, это вызвало гнев школы Дайто-рю, в которой он прозанимался столько лет и от которой теперь отказывался. Тем более, что технический арсенал айки-будо состоял преимущественно из техник Дайто-рю. Термин айкидо появился в начале 40-х - в 1942 году школа Уесибы была зарегистрирована под названием айкидо в Нихон Бутоку кай (Всеяпонском центре боевых искусств).

      Философия айкидо достаточно сложна и запутана. Если выразить ее суть коротко, то она заключается в том, что айкидо - это искусство защиты, не предназначенное для атаки (в технический арсенал входят всего три удара руками, броски и захваты, а ударов ногами и подсечек нет вообще) и восстанавливающее справедливость и гармонию. Атакующий нарушает гармонию природы, защищающийся ее восстанавливает, не применяя никакой силы и используя силу и энергию нападающего против него самого. Мастер айкидо, находящийся на более высоком уровне развития, чем другие люди, борется не с агрессором, а с агрессией, и раз за разом разрушает атаки, пока нападающий не поймет бесполезность своей затеи и не откажется от агрессии. Правда, при чем здесь любовь, понятно лишь отчасти. Известен случай, когда один новичок поинтересовался у Уесибы, почему тот говорит, что айкидо основано на любви, и в то же время учит причинять людям боль. Уесиба ушел от ответа, сказав, что тот поймет все позднее, после нескольких лет занятий. Теория и практика айкидо несколько не совпадали. И в доказательство можно привести тот факт, что до начала второй мировой войны тренировки в школе Уесиба были настолько тяжелыми, что она получила название «дзигоку додзё» - «адский зал». Травм там было более чем достаточно, о торжестве любви речь не шла. Когда началась война, Уесиба в знак протеста уехал из Токио и поселился в небольшом городке Ивама, занявшись фермерством. Он снова стал активно участвовать в деятельности секты Омото Кио, занимавшейся антивоенной пропагандой, в результате чего секта начала подвергаться суровым преследованиям со стороны Кемпей тай (нечто вроде японского аналога немецкого гестапо), а на штаб-квартиру не раз совершались нападения. Уесиба ушел в горы Ибарадзи, построил шалаш и в одиночестве постигал истину и оттачивал свое искусство. По преданиям, его несколько раз обстреливали патрули, принимавшие Морихей за диверсанта, но он легко уклонялся от пуль. Сразу после окончания войны Уесиба вернулся в Токио - американские власти ввели временный запрет на преподавание боевых искусств, но айкидо это не коснулось, так как выглядело оно безобидно, и Уэсиба процветал. Он искренне верил, что его учение поможет разрушенной и отчаявшейся Японии обрести» крепость духа, и распространял айкидо с особой настойчивостью, считая, что занятия им делают человека совершенным. Тем не менее словаку него по-прежнему расходились с делом. Судя по воспоминаниям известнейшего мастера каратэ Теруюки Оказаки, некоторое время занимавшегося айкидо под руководством Уесибы, в зале он был жесток, несмотря на разговоры о любви и миролюбии.

      «На первом же занятии Уесиба объявил, что каждый может убедиться в том, что настоящий мастер айкидо обладает даром предвидения и чуть ли не сверхъестественными способностями, и потому он разрешает любому из учеников попробовать атаковать его в любой момент, - писал Оказаки.- Я и двое моих друзей решили, что кинемся на Уесибу, как только он повернется спиной к залу, чтобы подписать наши сертификаты, свидетельствующие о том, что нас приняли в школу. Момент наступил, мы сидели на коленях, и я попытался привстать, чтобы, сделав длинный шаг вперед, нанести ему удар. Но не успел - Уесиба повернулся и проворчал: «Что тебе нужно?» Я был поражен и о нападении больше не думал. Но он запомнил меня и унижал каждую тренировку. Он говорил, что у него не было более тупого и неуклюжего ученика. Унижение было таким, что я еле сдерживался, чтобы не кинуться на него. Мне удавалось это лишь потому, что я хорошо понимал - если я нападу на него, он просто убьет меня на месте...» Были и другие случаи, подтверждавшие феноменальные способности Уесибы. Он учил, что природа находится на стороне того, кто живет по ее законам, и такого человека нельзя застать врасплох. Как-то раз лучшие ученики решили это проверить и, дождавшись, пока Уесиба заснет, через определенные промежутки времени по очереди заходили к нему в комнату. И каждый раз слышали вопрос: «Кто тут?» Наутро, признавшись ему во всем, услышали, что он крепко спал и ничего не помнит.

      Айкидо становилось все популярнее, широко распространилось в Японии и перекинулось в Америку, а затем и в Европу. Привлекали к новому искусству и личность Уесибы, и необычность философии, и тот факт, что заниматься им могли люди всех возрастов и уровней физической подготовленности, причем без травм - айкидо все больше и больше пропитывалось духовностью, утрачивая реальность приемов и превращаясь в разновидность балета. Большинство техник стали срабатывать только в том случае, если партнер - понятия «соперник» в айкидо нет - позволял бросить себя, а следовательно, тренировки превращались в последовательную отработку приемов против определенных, заранее известных атак, и безо всякого сопротивления. По идее айкидо действительно эффективно. Мастер айкидо уходит с линии атаки и продолжает движение нападающего, доводя его до той точки, на которой он теряет равновесие, и заставляя его упасть. Знание законов биомеханики позволяет мастеру вписаться в любое движение атакующего и легко бросить его за счет его же силы и энергии. Но идея в реальность не воплотилась. Впоследствии айкидо не избежало участи каратэ, разделившись на несколько стилей. Стиль классический, созданный Уесибой, развивает организация Айкикай (ее возглавляет сын основателя Киссомару) и Всемирный центр Айкикай (им руководит внук основателя - Моритеру), обучая традиции и выполнению техники в полном соответствии с канонами. Условия в центре спартанские, чисто самурайские - 4 полуторачасовые тренировки в день, жесткое, как пол, татами, покрытое тканью типа брезента, так что от постоянных падений на коже не остается живого места. Отопления нет, окна и двери распахнуты круглосуточно, зимой по залам летает снег. Стиль Кинокенкокай, или Кинокай, канонами пренебрегает, делая упор на ощущения и развитие внутренней энергии. Понятие внутренней энергии, достаточно для нас абстрактное, существует во всех боевых искусствах, но никогда не объясняется - как говорят японцы, надо прозаниматься лет 10, и тогда все поймешь сам. И третий стиль - Йосинкан - делает упор на прикладной аспект, его изучают полиция и силы самообороны. Его изучал и знаменитый Стивен Сигал, в своих фильмах пробудивший интерес к айкидо во всем мире.

Категория: О-сенсей Морихей Уесиба | Добавил: Sandrosan (13.01.2012)
Просмотров: 759 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 useruserov  
0
Хорошая статья разместите ее на http://siteps.ru/

1 useruserov  
0
Хорошая статья разместите ее на http://siteps.ru/[A]новый вид каталога статей[/A]

Имя *:
Email *:
Код *: