Зная прошлое человека, понять и объяснить
его настоящее не так уж сложно... Морихей Уесиба в 20 лет был хилым и
болезненным. В 40 лет он побеждал одного известного мастера за другим и
приобрел репутацию сильнейшего бойца Японии. В 80 лет он с легкостью
раскидывал нескольких молодых и здоровых соперников, одновременно атаковавших
его голыми руками и палками. И вошел в историю как создатель айкидо - боевого
искусства, получившего развитие во всем мире. Уесиба с детства был
болезненным и тщедушным. История сохранила тот факт, что родители,
обеспокоенные слабостью сына, настоятельно советовали ему заняться каким-либо
боевым искусством. Он, однако, предпочитал изучение философии и религии,
обучаясь Дзэн-буддизму в буддийской школе. А в 18 лет, переехав в Токио и
открыв там небольшой бизнес, пришел в школу Кито-рю дзю-дзюцу (у нас это
искусство более известно как джиу-джитсу) к мастеру Токусабуро Тойава. Однако
вскоре серьезно заболел и вернулся домой. Опыт занятий дзю-дзюцу оставил о
себе память - Морихей, ранее интересовавшийся только укреплением духа, решил
укрепить и тело. И в 1913 году записался добровольно в армию и участвовал,
пусть и недолго, в русско-японской войне. А вернувшись с войны, пришел в
школу фехтования на мечах кендо и несколько лет занимался у мастера стиля
Ягурю Масакацу Накаи. Переломным для него стал 1911 год - Морихей переехал на
Хоккайдо, самый северный остров Японии, где его представили знаменитому
мастеру Сокаку Такэда, главе школы Дайто-рю айки-дзю-дзюцу. Школа эта, основы
которой были заложены еще в Х веке, пользовалась в Японии огромным
авторитетом - она считалась наиболее эффективной и наиболее сложной,
поскольку включала в себя 2884 техники (в том числе с оружием - палкой,
мечом, копьем и т. д.). И нетрудно понять, что для того чтобы получить
сертификат с надписью «кайден» - «сдал все», - требовался не один десяток лет
упорнейших тренировок. Уесиба ушел в занятия целиком - и через несколько лет
при росте 155 сантиметров весил 75 килограммов. Прозанимавшись Дайто-рю
айки-дзю-дзюцу 11 лет, он был назван наследником главы школы - честь
величайшая и говорившая о фантастических успехах. Однако Уесиба, поставивший
перед собой цель стать сильнейшим в Японии, помимо тренировок у Такэда изучал
еще технику школы Синкаге-рю, а также яри-дзюцу - фехтование на копьях.
Периодически он уезжал с Хоккайдо и бродил по стране в поисках лучших
мастеров. Встретив сильного мастера, он вызывал его на поединок, и если
выигрывал, то шел дальше, а если проигрывал, то просился к нему в ученики,
был необычайно вежлив и услужлив, готовил еду и выполнял другие работы по
дому. Многие из этих мастеров, учеников вообще не имевшие, передавали ему
свои фамильные секреты, овладев которыми, Уесиба побеждал учителя и уходил -
без раздумий и сожалений. Цель его оказалась не такой уж недосягаемой -
вскоре Уесиба стал известен как лучший боец Японии. Он побеждал всех и вся,
разрушив немало репутаций и сломав немало судеб. Но удовлетворения не испытал,
поняв, что победы сегодня означают поражение завтра. Ибо с годами сила
покидает человека, а значит, рано или поздно найдется кто-то более молодой и
сильный, который победит его и отнимет то, ради чего он жил. А следовательно,
любая победа относительна и победителю пользы не приносит. Придя к такому
выводу, Уесиба вернулся к прежнему увлечению - религии. Он вступил в секту
Омото Кио, возглавляемую «святым» Ванисабуро Дегути, - секта, кстати, была не
очень популярна у официальных властей и находилась под наблюдением местной
госбезопасности, в поле зрения которой, разумеется, попал и один из наиболее
активных членов секты Морихей Уесиба, распространявший учение не только в
Японии, но и в Маньчжурии и Китае. Как писал он сам, просветление наступило в
1925 году. Он пришел к выводу, что боевые искусства должны быть основаны на
любви и законах природы. Так родилась идея создания нового искусства, в
котором духовно-философский аспект преобладал бы над техникой и силой.
В 1927 году Уесиба открыл в Токио зал - по другим источникам это произошло
девятью годами позднее, где занялся
пропагандой нового направления, которое поначалу называл айки-будо.
Разумеется, это вызвало гнев школы Дайто-рю, в которой он прозанимался столько
лет и от которой теперь отказывался. Тем более, что технический арсенал
айки-будо состоял преимущественно из техник Дайто-рю. Термин айкидо появился
в начале 40-х - в 1942 году школа Уесибы была зарегистрирована под названием
айкидо в Нихон Бутоку кай (Всеяпонском центре боевых искусств).
Философия айкидо достаточно сложна и запутана. Если выразить ее суть коротко,
то она заключается в том, что айкидо - это искусство защиты, не
предназначенное для атаки (в технический арсенал входят всего три удара
руками, броски и захваты, а ударов ногами и подсечек нет вообще) и
восстанавливающее справедливость и гармонию. Атакующий нарушает гармонию
природы, защищающийся ее восстанавливает, не применяя никакой силы и
используя силу и энергию нападающего против него самого. Мастер айкидо,
находящийся на более высоком уровне развития, чем другие люди, борется не с
агрессором, а с агрессией, и раз за разом разрушает атаки, пока нападающий не
поймет бесполезность своей затеи и не откажется от агрессии. Правда, при чем
здесь любовь, понятно лишь отчасти. Известен случай, когда один новичок
поинтересовался у Уесибы, почему тот говорит, что айкидо основано на любви, и
в то же время учит причинять людям боль. Уесиба ушел от ответа, сказав, что
тот поймет все позднее, после нескольких лет занятий. Теория и практика
айкидо несколько не совпадали. И в доказательство можно привести тот факт,
что до начала второй мировой войны тренировки в школе Уесиба были настолько
тяжелыми, что она получила название «дзигоку додзё» - «адский зал». Травм там
было более чем достаточно, о торжестве любви речь не шла. Когда началась
война, Уесиба в знак протеста уехал из Токио и поселился в небольшом городке
Ивама, занявшись фермерством. Он снова стал активно участвовать в
деятельности секты Омото Кио, занимавшейся антивоенной пропагандой, в
результате чего секта начала подвергаться суровым преследованиям со стороны
Кемпей тай (нечто вроде японского аналога немецкого гестапо), а на
штаб-квартиру не раз совершались нападения. Уесиба ушел в горы Ибарадзи,
построил шалаш и в одиночестве постигал истину и оттачивал свое искусство. По
преданиям, его несколько раз обстреливали патрули, принимавшие Морихей за
диверсанта, но он легко уклонялся от пуль. Сразу после окончания войны Уесиба
вернулся в Токио - американские власти ввели временный запрет на преподавание
боевых искусств, но айкидо это не коснулось, так как выглядело оно безобидно,
и Уэсиба процветал. Он искренне верил, что его учение поможет разрушенной и
отчаявшейся Японии обрести» крепость духа, и распространял айкидо с особой
настойчивостью, считая, что занятия им делают человека совершенным. Тем не
менее словаку него по-прежнему расходились с делом. Судя по воспоминаниям
известнейшего мастера каратэ Теруюки Оказаки, некоторое время занимавшегося
айкидо под руководством Уесибы, в зале он был жесток, несмотря на разговоры о
любви и миролюбии.
«На первом же занятии Уесиба объявил, что каждый может убедиться в том, что
настоящий мастер айкидо обладает даром предвидения и чуть ли не
сверхъестественными способностями, и потому он разрешает любому из учеников
попробовать атаковать его в любой момент, - писал Оказаки.- Я и двое моих
друзей решили, что кинемся на Уесибу, как только он повернется спиной к залу,
чтобы подписать наши сертификаты, свидетельствующие о том, что нас приняли в
школу. Момент наступил, мы сидели на коленях, и я попытался привстать, чтобы,
сделав длинный шаг вперед, нанести ему удар. Но не успел - Уесиба повернулся
и проворчал: «Что тебе нужно?» Я был поражен и о нападении больше не думал.
Но он запомнил меня и унижал каждую тренировку. Он говорил, что у него не
было более тупого и неуклюжего ученика. Унижение было таким, что я еле
сдерживался, чтобы не кинуться на него. Мне удавалось это лишь потому, что я
хорошо понимал - если я нападу на него, он просто убьет меня на месте...»
Были и другие случаи, подтверждавшие феноменальные способности Уесибы. Он
учил, что природа находится на стороне того, кто живет по ее законам, и
такого человека нельзя застать врасплох. Как-то раз лучшие ученики решили это
проверить и, дождавшись, пока Уесиба заснет, через определенные промежутки
времени по очереди заходили к нему в комнату. И каждый раз слышали вопрос:
«Кто тут?» Наутро, признавшись ему во всем, услышали, что он крепко спал и
ничего не помнит.
Айкидо становилось все популярнее, широко распространилось в Японии и
перекинулось в Америку, а затем и в Европу. Привлекали к новому искусству и
личность Уесибы, и необычность философии, и тот факт, что заниматься им могли
люди всех возрастов и уровней физической подготовленности, причем без травм -
айкидо все больше и больше пропитывалось духовностью, утрачивая реальность
приемов и превращаясь в разновидность балета. Большинство техник стали
срабатывать только в том случае, если партнер - понятия «соперник» в айкидо
нет - позволял бросить себя, а следовательно, тренировки превращались в
последовательную отработку приемов против определенных, заранее известных
атак, и безо всякого сопротивления. По идее айкидо действительно эффективно.
Мастер айкидо уходит с линии атаки и продолжает движение нападающего, доводя
его до той точки, на которой он теряет равновесие, и заставляя его упасть.
Знание законов биомеханики позволяет мастеру вписаться в любое движение
атакующего и легко бросить его за счет его же силы и энергии. Но идея в
реальность не воплотилась. Впоследствии айкидо не избежало участи каратэ,
разделившись на несколько стилей. Стиль классический, созданный Уесибой,
развивает организация Айкикай (ее возглавляет сын основателя Киссомару) и
Всемирный центр Айкикай (им руководит внук основателя - Моритеру), обучая
традиции и выполнению техники в полном соответствии с канонами. Условия в
центре спартанские, чисто самурайские - 4 полуторачасовые тренировки в день,
жесткое, как пол, татами, покрытое тканью типа брезента, так что от постоянных
падений на коже не остается живого места. Отопления нет, окна и двери
распахнуты круглосуточно, зимой по залам летает снег. Стиль Кинокенкокай, или
Кинокай, канонами пренебрегает, делая упор на ощущения и развитие внутренней
энергии. Понятие внутренней энергии, достаточно для нас абстрактное,
существует во всех боевых искусствах, но никогда не объясняется - как говорят
японцы, надо прозаниматься лет 10, и тогда все поймешь сам. И третий стиль -
Йосинкан - делает упор на прикладной аспект, его изучают полиция и силы
самообороны. Его изучал и знаменитый Стивен Сигал, в своих фильмах
пробудивший интерес к айкидо во всем мире.
|